© 2001 г. С.Г. КИРДИНА
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ:
МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА
КИРДИНА Светлана Георгиевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск).
В статье предпринимается попытка дать конструктивный ответ на исторический вызов, перед которым в последнее десятилетие оказалось российское обществоведение. С точки зрения большинства западных теорий то, что происходило в России после ее исторического поворота октября 1917 г., выглядит как исторический парадокс, как исключение из правил, как результат рокового стечения обстоятельств или как логически необъяснимый социальный абсурд. Пока в общественных науках не будут открыты законы или общие правила, позволяющие дать достаточно убедительное объяснение наиболее кардинальным социально-политическим трансформациям, произошедшим в нашей стране за XX век, российские реалии по-прежнему будут рассматривать как проявление человеческих заблуждений, как результат произвола со стороны политических элит и объясняться иррациональными причинами.
Поиски решения поставленной задачи связаны, на наш взгляд, с выявлением системного закона, в рамках которого кажущаяся уникальность России представляла бы одно из частных проявлений общих закономерностей. Предлагаемая концепция институциональных матриц направлена на выявление этих закономерностей, формирование соответствующей методологии и понятийно-категориального аппарата, на основе которого наша российская действительность может быть корректно соотнесена с общемировым развитием. Концепция разработана на основе принципов системного анализа социальных объектов, связанных с традицией исследований Новосибирской экономико-социологической школы, а также институционального подхода [I].
Институт как центральное понятие теории институциональных матриц
Наша трактовка "института" как центральной категории в концепции институциональных матриц является междисциплинарным синтезом различных теоретических подходов и учитывает две ведущие тенденции в осмыслении этого понятия в мировой и в отечественной науке.
Первая тенденция состоит в размывании дисциплинарных границ институциональных исследований. Сегодня институты стали объектом анализа в самых различных областях гуманитарного знания. Если до середины XIX в. "институции" изучались в основном правоведами и понимались как сугубо юридические установления, то уже на рубеже XIX-XX вв. к ним проявили повышенный интерес социологи. Так, Э. Дюркгейм характеризовал социологию как "науку о социальных институтах, их генезисе и функционировании" [2]. В 20-30 гг. XX в. к изучению институтов подключились экономисты. Институциональное направление первоначально складывалось в рамках американской традиции изучения истории экономических институтов. Наиболее четко оно было представлено в работах Т. Веблена, а также Дж. Коммонса, Дж. М. Кларка, У. Митчела, У. Гамильтона и др. [З]. В рамках институциональных социально-экономических исследований институты рассматривались как образцы и нормы поведения [4], а также привычки мышления [5], влияющие на выбор стратегий экономического действия в дополнение к мотивации рационального экономического выбора. Неоинституционалисты 1970-90 гг. - О. Уильямсон, Р. Коуз, Д. Норт и др., в отличие от "старых" институционалистов, придали понятию института более широкий смысл [б]. Так, согласно известному определению лауреата Нобелевской премии Д. Норта институты - это "правила игры" в обществе, которые организуют взаимоотношения между людьми и структурируют стимулы обмена во всех его сферах -политике, социальной сфере и экономике [7, с. б]. Институты также активно изучаются в антропологии, социальной психологии, политических науках, культурологии, экологии и т.д.
Вторая тенденция, тесно связанная с первой, состоит в дальнейшем обогащении содержания, вкладываемого в понятие "институт", что обусловлено участием специалистов разного профиля в институциональных исследованиях. В изучении институтов все более очевидным становится движение вглубь, от тех феноменов, которые лежат на поверхности, к поиску лежащих за ними сущностей, к рассмотрению институтов как характеристик внутреннего устройства, определяющих закономерности развития общества и обеспечивающих его целостность. Если ранее институты, в зависимости от подхода, представлялись либо как юридические установления, либо как непосредственно наблюдаемые формы социального поведения, социальные роли или как типы организаций, то теперь они рассматриваются как явления и более общие, и более высокого порядка [8], а именно - как глубинные регуляторы общественных явлений. Среди социологов одним из первых на это обратил внимание Т. Парсонс, назвав институты решающим фактором интеграции и стабилизации общества [9]. Среди экономистов о том же заявил Д. Норт, когда противопоставил институты как системы депер-сонифицированных отношений и правил игры совокупности организаций, которые по этим правилам действуют [7, с. 19].
Обе тенденции свидетельствуют, на наш взгляд, об осознании все большим числом ученых роли институтов в развитии общественных систем, демонстрируют стремление добраться до институционального ядра современных обществ с тем, чтобы объяснить многообразие социальных процессов, происходящих в разных странах, глубже осмыслить историю и перспективы общественного развития.
Отмеченные закономерности проявились и в отечественной науке. С XIX в. и вплоть до конца 1950-х гг. институты у нас изучались в основном в правоведении и рассматривались как "совокупность норм права, охватывающих круг общественных отношений" [10]. В других отраслях общественной науки институциональный подход долгое время был не только непопулярен, но и служил предметом осуждения. Показательной является данная в Большой Советской Энциклопедии 1953 г. характеристика зарубежных институционалистов как "наиболее злобных врагов рабочего класса из всех представителей вульгарной политической экономии" [II]. Однако уже в 60-е гг. в рамках советской социологии институты выделяются как один из основных предметов исследования. С 90-х гг. они становятся объектом научного интереса и для российских экономистов. Понятие института заимствуется ими напрямую из новой институциональной экономической теории (прежде всего из работ Д. Норта и Р. Коуза) и выступает одним из методологических средств изучения рыночных преобразований в современной России и в странах СНГ.
Помимо экономистов, социологов и юристов, изучением институтов в России занялись политологи, историки, философы, культурологи. В 1999 г. обсуждению общественных институтов России в широкой исторической перспективе был посвящен международный интердисциплинарный симпозиум "Куда идет Россия" [12].
Заметен переход к определению внутренних, скрытых причин и механизмов функционирования институтов, от "анализа действительности видимой, — как говорил Платон, - к действительности умопостигаемой". Это проявляется, прежде всего, в модификации понятия "институт". Так, в Российской социологической энциклопедии 1998 г. отмечено, что понятие института "подразумевает возможность обобщения аб страгированных из многообразных действий людей наиболее существенных типов деятельности и социальных отношений, путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы" [13]. Именно с такой точки зрения трактуются нами институты в концепции институциональных матриц. При таком подходе исследования направлены на выявление внутренней общественной структуры, определяющей характер и направленность взаимодействия социальных групп, когда основная задача состоит в выявлении стабильной основы институтов, их устойчивого ядра.
Концепция институциональных матриц трактует институты, назовем их базовыми институтами, как глубинные, исторически устойчивые основы, социальной практики, обеспечивающие воспроизводство социальной структуры в разных типах обществ. Базовые институты представляют собой исторические инварианты, позволяющие обществу выживать, развиваться и сохранять самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции независимо от воли и желания конкретных социальных субъектов[1]'. Институты оформляются и закрепляются как в официальном порядке -через конституцию, законодательное и правовое регулирование и т.п., так и неформальным образом - как нормы поведения, обычаи, традиции, исторически устойчивые системы ценностей и др. Это означает, что понятие базового института не редуцируется к его составляющим, а является целостным. О нем можно говорить только тогда, когда некое социальное отношение либо некая исторически устойчивая форма связи социальных субъектов (групп, территориальных общностей) существует и постоянно воспроизводится одновременно на формальном и неформальном уровнях, пронизывая все сферы общественной жизни.
Базовые институты первоначально складываются на основе исторического опыта в результате приспособления населения, проживающего на территории государства, к внешним условиям. По мере развития обществ названные институты обретают все более развитые и цивилизованные институциональные формы, сохраняя вместе с тем свою качественную специфику. Институты взаимообусловлены, определяют содержание и поддерживают функционирование друг друга, т.е. образуют определенную систему. Функциями базовых институтов является регулирование основных общественных сфер.
Основные сферы общества
В социальных науках сложилось представление об обществе как единстве его основных подсистем - экономической, политической и культурной. Соответственно, экономические (хозяйственные), политические (властные) и социокультурные отношения рассматриваются социологами как ключевые с учетом того, что ни один из этих типов отношений не имеет заведомого приоритета, что они равнозначны в воспроизводстве общества как целостного организма. Насколько адекватно данное представление об обществе для того, чтобы определить институты, регулирующие деятельность каждой из выделенных сфер?
Наиболее четко социальные науки определили границы и функции экономической подсистемы общества. Именно поэтому изучение экономических институтов, начатое еще Адамом Смитом (хотя и не использовавшим данного термина) и продолженное марксистской политической экономией, а затем и трудами институционалистов, является наиболее "продвинутой" сферой институциональных исследований, имеющей своих мировых лидеров и Нобелевских лауреатов.
Политическая подсистема стала объектом активного исследования социальных наук во второй половине XX века. В 1950-60-е гг. в североамериканской политической
науке и социологии был разработан системный подход к политическому анализу, способствовавший обособлению политической социологии [14] как новой отрасли социологического знания. В ее рамках исследуются природа и функции политической подсистемы общества, сравниваются типы политических систем разных государств, изучаются политическое поведение, элиты, массы и т.д. К настоящему времени границы политической сферы и ее функции в обеспечении целостности общества обозначены вполне определенно, и изучение политических институтов стало популярной темой социологических исследований.
Что же касается сферы культуры, то ее рамки не определены, и эта терминологическая и содержательная неопределенность является одной из причин того, что культура не исследована институционалистами с той же тщательностью, как политика и, тем более, экономика. По определению культурологов, культура - это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным объектам. Она включает в себя также усвоенные формы человеческого поведения и деятельности, обретенные знания, образы самопознания и символические обозначения окружающего мира [15]. Отмечается, что культура - это не только и не столько материальные достижения, сколько свод "правил игры" коллективного существования, выработанная людьми система нормативных технологий и оценочных критериев по осуществлению различных социальных действий. Определяемая так культура охватывает все общественные сферы и может быть рассмотрена в разрезе различных общественных подсистем и социальных групп. О таком понимании феномена культуры идет речь в исследованиях экономической и политической культуры, рассматриваемых как проявления и составные части культуры, свойственной обществу в целом. Исследования субкультур, в свою очередь, соотносят нормы поведения тех или иных социальных групп с доминирующим в обществе типом культуры.
Как же очертить границы культуры, обособить ее как общественную подсистему с тем, чтобы выделить специфические базовые институты, регулирующие ее функционирование и воспроизводство? Т. Парсонс, крупнейший теоретик, занимавшийся структурой социетального общества, рассматривал культуру (наряду с двумя другими системами - экономической и политической) как систему, обеспечивающую поддержание значимых институциональных образцов [9]. Если исходить из этого и согласиться с важнейшим тезисом Парсонса о роли идей как основы поддержания социального порядка, то в социологическом анализе (на социетальном уровне) культура предстает в первую очередь как идеологическая сфера, или идеология, потому что именно господствующая идеология определяет социально значимые образцы и нормы поведения, которые следует соблюдать. В отличие от культуры, идеологическая сфера может быть четко обособлена от других общественных подсистем и содержательно, и функционально. В масштабах общества как целого она обеспечивает системную интеграцию общественных групп, поскольку основная функция идеологии состоит в сохранении действующей политической и экономической структуры и формировании соответствующих систем ценностей, разделяемых большинством населения.
Таким образом, с учетом стоящих перед нами задач представляется вполне адекватным и социологически корректным выделить в качестве основных, интегрирующих и четко обозначаемых подсистем или проекций общества сферы экономики, политики и идеологии. Каждая из этих сфер выполняет свои специфические функции в обеспечении выживания и развития социума как единого целого и в то же время может быть охарактеризована свойственным ей комплексом базовых институтов, или институциональным ядром. Функция экономической подсистемы заключается в создании ресурсов жизнедеятельности для образующих общество субъектов, функция политики состоит в консолидации общественных сил, а функция идеологии - в обеспечении интеграции членов общества на основе разделяемых - осознанно или латентно — ценностей и норм поведения.
Понятие институциональной матрицы
Впервые упоминание об институциональных матрицах встречается в работах представителей неоинституционального направления в экономике, специализировавшихся на изучении экономической истории - К. Поланьи и Д. Норта. Поланьи, не раскрывая содержание понятия институциональной матрицы, использует его для того, чтобы подчеркнуть социальную обусловленность любой экономики и необходимость учета социальных отношений при анализе форм экономических взаимодействий [16]. Институциональная матрица, по Норту, это комплекс взаимозависимых правил и неформальных ограничений, совокупность которых определяет экономическую деятельность [7, с. 129], а также специфику экономических и политических институтов каждого конкретного общества и задает веер траекторий последующего их развития [7, с. 147-148]. Согласно Норту, каждое общество имеет свойственную только ему исторически сложившуюся институциональную матрицу.
Рассмотрение институциональных матриц в упомянутых и иных работах не являлось, насколько нам известно, основной темой исследований. Поэтому термин носил преимущественно иллюстративный характер и представлял собой скорее символ или образ, чем содержательное научное понятие, поскольку, во-первых, ему не было дано строгой дефиниции, и, во-вторых, он не был моносемичным, т.е. однозначно понимаемым разными специалистами. В то же время сам термин, на наш взгляд, достаточно удачен для того, чтобы использовать его для обозначения структуры базовых институтов, составляющих предмет настоящего исследования.
Понятие "матрица" происходит от латинского слова matrix (matricis), которое переводится как "матка, материнская утроба". В современном языке матрица означает общую основу, схему, некую начальную форму, порождающую дальнейшие воспроизведения чего-либо. Институциональная матрица - это исходная модель базовых социетальных институтов, сложившихся в сообществах, способных себя воспроизводить в истории. Все последующие институциональные структуры воспроизводят, развивают и обогащают эту "первичную модель", сущность которой, тем не менее, сохраняется. Развитые, доступные для анализа формы институциональных матриц встречаются уже в древнейших государствах [17, с. 45-50]. Итак, институциональная матрица - это устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества. Иными словами, она есть архетипическая триединая социальная форма, система базовых экономических, политических и идеологических институтов, находящихся в отношении взаимно однозначного соответствия. Такая матрица лежит в основе меняющихся состояний конкретного общества и постоянно воспроизводится (см. рис. 1). Можно видеть, что: образующие матрицу институты представляют собой своеобразную внутреннюю арматуру, жесткую структуру, "стягивающую" основные подсистемы общества в целостное образование, не позволяющую обществу распасться. Иными словами, институциональная матрица - это форма общественной интеграции в основных сферах жизнедеятельности социума - экономике, политике и идеологии.
В истории социологии уже были попытки определения априорных социальных форм, составляющих "геометрию социальной жизни". Один из таких подходов известен как формальная социология и связан с именем Георга Зиммеля. Формальная, или чистая социология, по Зиммелю, исследует формы взаимодействия между индивидами, образующими общество, отделяя их "от содержания, в котором живут эти формы" [18]. Зиммель утверждал, что определенные социальные формы обладают априорным, или "необходимым" характером, отличаясь своим эмпирическим выражением в соответствующих социальных ситуациях.
Рис.1. Схематическое представление институциональной матрицы
Институциональная матрица "задает" природу общества, определяет его специфику, воспроизводящуюся в ходе исторической эволюции. Другими словами, экономические, политические и идеологические институты выступают как три ипостаси, три грани определенного типа общества. Экономика, или хозяйство, является основой физического воспроизводства общественного богатства, материальной базой для развития социума. В область политики входят государственное устройство, формы правления и фундаментальная структура принятия и исполнения управленческих решений. Политическая структура однозначно согласована с типом экономической системы и обеспечивает мобилизацию ресурсов на достижение общественно значимых целей и эффективное функционирование экономики. Идеология здесь понимается в широком смысле слова как совокупность основных духовных ценностей, в которой ведущее место занимают господствующие идеи. Такие идеи представляют собой сложившиеся общественные нормы, определяющие массовое, типичное поведение социальных групп населения. Для экономической сферы доминирующая идея может служить обоснованием при принятии решений о направлениях использования общественного продукта, создаваемого населением страны. В политической сфере базовая идея есть критерий для оправдания того или иного государственного порядка и складывающейся системы властных отношений.
Имеет ли каждое отдельное общество свою уникальную характерологическую институциональную матрицу? Или можно выделить несколько типов матриц, как, например, были выделены различные цивилизации? Или история всех человеческих обществ есть воспроизведение одной и той же матрицы и все различия между странами связаны в основном с этапами, стадиями общественного развития, как предполагают сторонники и последователи формационного подхода?
Мы полагаем, что многообразные институциональные комплексы, регулирующие жизнь древних и современных государств, имеют в своей основе одну из двух институциональных матриц. Мы назвали их Х и Y-матрицами, или восточными и западными. Отметим, что Х-(восточные) и У-(западные) институциональные матрицы как социологические понятия не являются калькой со смысловой культурологической конструкции "Восток-Запад", при внешнем сходстве наименований[2]. В отличие от этого, макро-социологическое понятие институциональной матрицы выделяет в структуре обществ базовые институты, существующие независимо от культурного контекста, вне той цивилизационно обусловленной формы, в которых они реализуются в конкретных обществах на разных этапах исторического развития.
Итак, Х- и Y-матрицы различаются содержанием образующих их институтов, т.е. способами социальной интеграции в основных общественных сферах. Две эти матрицы задают различное устройство общественного бытия, представляют собой два альтернативных типа "универсального консенсуса" (выражение О. Конта), в которых обнаруживает себя интегрированная социальная жизнь. Специфика образующих их базовых институтов показана на рис. 2. Институциональное ядро Y - (западных) матриц составляют следующие институты:
в экономической сфере - это институты рынка, или обмена;
в политической сфере -федеративные начала государственного устройства, или институты федерации в широком смысле слова;
в идеологической сфере - доминирование индивидуальных, личностных ценностей, приоритет "Я" над "Мы", или субсидиарность [17,с. 104], а значит- примат личности, ее прав и свобод по отношению к ценностям сообществ более высокого уровня, имеющим дополнительный (субсидиарный) характер по отношению к личностным ценностям. Общественное устройство большинства стран Европы и США характеризуется Y-матрицей.
Рис.2. Различия между Х и Y-матрицами
Институциональное ядро Х - (восточных) матриц образуют иные базовые институты:
в экономической сфере - это институты нерыночной экономики (редистрибутивной по К. Поланьи [16], раздаточной по О. Бессоновой [19], централизованно управляемой по В. Ойкену [20]);
в политической сфере - это институты унитарно-централизованного государственного устройства;
в идеологической сфере это доминирование коллективных, надличностных ценностей, приоритет "Мы" над "Я" (то, что в русском языке вкладывается в понятие "соборность", а в мировой научной литературе обозначается термином "коммунитарность"). Х-матрица характерна для России, Египта, Китая, ряда других стран Азии и Латинской Америки.
В данной статье мы не останавливаемся на подробном описании названных институтов, ограничившись отсылками заинтересованных читателей к монографии автора [17, с. 178-195] и к другим работам. Так, о коммунальности - некоммунальности материально-технологической среды, определяющей, в конечном счете, тип складывающейся в государствах институциональной матрицы, можно прочесть в [21]. Описание институтов рыночной экономики, изучавшихся еще Адамом Смитом, имеется практически во всех учебниках по economics. Характеристика основных институтов раздаточной экономики дана О.Э. Бессоновой [22] - автором институциональной теории хозяйственного развития России, или теории раздаточной экономики. Об институтах, образующих федеративные и унитарно-централизованные политические системы, см. в [23].
Х и Y-матрицы следует понимать как идеальные типы в веберовском смысле. Ж. Коэнен-Хуттер считает, что в последние десятилетия представление об обществе как системе было по существу "законсервировано", в то время как концепция системы - это наилучший способ объяснения идеи взаимосвязи, в чем и проявляется, собственно, сущность социологического мышления [24]. В то же время институциональные матрицы - это не только идеальный тип и методологический подход. Их исследование актуализирует задачу, сформулированную еще в начале века Э. Дюркгеймом. Вспомним, что Дюркгейм призывал видеть в обществах "реальности, природа которых нам навязывается и которые могут изменяться, как и все естественные явления, только сообразно управляемым ими законам. ...Мы оказываемся, таким образом, перед лицом устойчивого, незыблемого порядка вещей, и настоящая наука становится возможной и вместе с тем необходимой для того, чтобы описывать и объяснять, чтобы выявлять его характерные признаки и причины" [25]. Институциональные матрицы отражают, по нашему мнению, этот незыблемый порядок, который необходимо распознать и действовать в соответствии с его законами.
Свойства институциональных матриц
Главное свойство таких матриц - комплиментарность или взаимное дополнение (от франц. "complementaire" - "дополнительный") образующих их базовых институтов, т.е. взаимно однозначное соответствие экономических, политических и идеологических институтов, подходящих друг к другу как "ключ к замку" в каждой матрице. Это означает, что если в экономической сфере доминируют институты рынка, то в политической сфере действуют комплиментарные по отношению к ним институты федеративного государственного устройства. При этом идеология характеризуется приматом личностных ценностей - идет ли речь о культе античных героев, идее субсидиарности, составляющей ядро католической христианской доктрины [17, с. 104], или о приоритете прав и свобод личности как основы либеральной системы ценностей. И наоборот: доминирование в экономической сфере институтов раздаточной, или редистрибутивной экономики предполагает унитарно-централизованное устройство государства и соответствующие ему политические институты. Стабилизация такого типа обществ обеспечивается приматом коллективных, или коммунитарных ценностей в идеологической сфере, выражаемых в разных формах - от конфуцианства и соборности до коммунистической идеологии или социального или субсидиарного государства.
Принадлежность страны к той или иной институциональной матрице отнюдь не означает, что в ней не действуют альтернативные институты. Так, в западных странах рыночные институты сосуществуют с институтами редистрибуции, федеративное устройство - с политическими институтами унитарно-централизованного типа, а в обществе присутствуют альтернативные идеологии и ценности. Аналогичным образом, в государствах с Х-матрицей восточного типа в экономической сфере в той или иной мере постоянно присутствуют институты рынка, а в политической сфере - институты федерации. В сфере идеологии такого типа государств доминирование коммунитарных ценностей не означает полный отказ от комплекса идей, воплощающих идею субсидиарности.
Но при этом действует принцип доминирования базовых институтов. В каждом конкретном обществе базовые для его институциональной матрицы институты доминируют над институтами альтернативными. Последние имеют вспомогательный, дополнительный, менее распространенный характер, обеспечивая устойчивость институциональной среды в той или иной сфере общества благодаря наличию "противовесов". Аналогично тому, как в живой природе доминантный ген, "подавляя" рецессивный, задает проявляющиеся признаки организма, так и базовые институты определяют характер складывающейся в обществе институциональной среды, задают рамки и ограничения для действия дополнительных, вспомогательных институтов. Например, государственный сектор в рыночной экономике западных стран, являясь проявлением или одной из форм публичной собственности, действует, тем не менее, по законам рынка, его функционирование регулируется, соответственно, институтами обмена, конкуренции и прибыли. В то же время деятельность частного сектора экономики стран с восточными институциональными матрицами, наоборот, всегда регулируется рамками раздаточной, или редистрибутивной экономики, а государство на всех этапах исторического развития выступает основным актором хозяйственного процесса.
Анализ отечественной и зарубежной истории позволяет выделить также особенности действия базовых и дополнительных институтов в обществе. Базовые институты, соответствующие типу институциональной матрицы данного государства, развиваются более свободно, спонтанно. Развитие же альтернативных, вспомогательных институтов, обеспечивающих, во взаимодействии с базовыми институтами, сбалансированное развитие той или иной общественной сферы, требует целенаправленных усилий со стороны социальных субъектов для своего внедрения. Без этого спонтанный характер действия базовых институтов может привести общество в состояние хаоса и кризиса. Так, описанное К. Марксом стихийное действие рыночных институтов приводит к кризисам перепроизводства, уничтожающим саму основу рынка. Для балансировки экономического развития общество должно сознательно, "сверху" внедрять альтернативные институты и институциональные формы, характерные для нерыночной экономики - регулируемое производство, государственную политику занятости, ценовое регулирование и т.д. Наоборот, для нерыночных экономик необходимо сознательное, контролируемое внедрение альтернативных рыночных институтов. Без их целенаправленного встраивания в экономическую жизнь государств с восточной институциональной матрицей стихия редистрибуции также приводит к экономическому кризису (в форме недопроизводства), застою, депрессии, как и спонтанное действие институтов рынка в странах с западной институциональной матрицей.
Анализ мировой истории показывает, что сознательное, тщательное регулируемое встраивание альтернативных институтов и соответствующих им институциональных форм в общественную жизнь объясняет известные примеры германского и японского чуда, феномен "прыжка тихоокеанских тигров" и т.д.
Говоря об институциональных матрицах, следует отметить их историческую устойчивость, инвариантность по отношению к внешним воздействиям и к действиям социальных сил внутри страны. Не отменяя развития тех институциональных форм, в которых реализуются базовые и дополнительные институты в ходе исторического развития, инвариантность означает сохранение природы институциональной матрицы. Ее устойчивость определяет каналы, русло, "исторический коридор" эволюции конкретных обществ, общее направление социальных изменений.
Но как соотнести устойчивость институциональных матриц и революции? Мы полагаем, что по своей сути социальная революция представляет собой спонтанное возвращение общественных структур к исходной институциональной матрице, деформированной вследствие внешнего вмешательства или неосознанных действий социальных субъектов внутри страны. Зачастую через революцию восстанавливается непрерывность исторического процесса, происходит возвращение к поступательной спирали развития общества, на путь, обусловленный типом его институциональной матрицы. Революция, в конечном счете, приводит к восстановлению институционального равновесия в обществе и возвращает его в рамки эволюционного развития.
Такое суждение только на первый взгляд кажется парадоксальным. Возьмем исходное значение понятия "революция". Само слово revolve в переводе с латинского языка означает "возвращение", "откат, круговорот". Производный от него термин "революция" появился в XIV в. в естественных науках и означал "вращательное движение, хождение по кругу". Например, Н. Коперник озаглавил свою знаменитую работу 1543 г. "De Revolutionibus Orbium Celestium" ("О вращении небесных сфер"). В XVII в. термин "революция" был заимствован политической философией и стал обозначать циклическую смену правителей или всей политической элиты в истории государств. В тот период понятие революции относилось к процессу "прохождения через стадии цикла, которые, в конечном счете, ведут назад к идентичному или подобному состоянию" [26]. Затем такое понимание революций было забыто, и они стали пониматься "с точностью до наоборот".
Начало общераспространенным сегодня представлениям положила трактовка К. Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, прогрессивной смене основных форм социальной жизни. Со времени Маркса революции понимаются как радикальное прогрессивное изменение общества в ключевых аспектах, ведущее к его обновлению.
Однако многие факты не укладываются в это объяснение. Так, анализ российских революций свидетельствует о том, что через их посредство общество восстанавливало доминирование базовых институтов, присущих институциональной матрице нашего государства. Так, после революций начала XX в. в стране в новых институциональных формах были восстановлены институты раздаточной (редистрибутивной) экономики, деформированные в ходе так называемого "развития капитализма" в России. При этом было воссоздано централизованное государство, а восстановление коммунитарной идеологии осуществлялось путем замены соборного православия, господствовавшего до конца XIX в., на коммунистическую доктрину.
Примером восстановления приоритетов институтов западной институциональной матрицы является эпоха французских революций 1789-1871 гг. А. де Токвиль, сравнив Францию первой половины XIX в. с Францией до революции 1789 г., объяснял причину революции сверхцентрализацией государственной и местной власти. Аналогичное противоречие в устройстве политической системы Франции отмечал наш соотечественник - С.Ю. Витте, считавший причиной французских революций несоответствие парламентской формы правления, как основы политического строя французского государства, административному централизованному устройству местных учреждений [27]. С точки зрения концепции институциональных матриц, в стране имели место агрессивные попытки деформации политической структуры федеративного типа в направлении, характерном для унитарно-централизованных политических систем. Согласно этому подходу революция означала стихийный возврат французского общества к имманентной его природе политической структуре.
На наш взгляд, "восстановительный" характер имеют современные так называемые "революции" в государствах Восточной Европы. После войны в результате сильного внешнего влияния они оказались вынужденными развивать у себя институты альтернативной общественной системы, противоречащие исходной Y-матрице большинства этих стран. Когда это влияние ослабло, восточноевропейские страны смогли относительно быстро восстановить исторически свойственный им институциональный порядок.
Таким образом, если социальные действия в долговременной перспективе противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате "обратных связей", то возрастает вероятность революции. В этом смысле революцию следует рассматривать позитивно. Хотя она и является менее предпочтительным средством, чем проведение реформ, но она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение перед лицом внешней экспансии. Естественно, что для общественного прогресса наиболее предпочтительным является путь целенаправленного реформирования экономических, социальных и политических отношений государства в соответствии со свойствами институциональной матрицы, лежащей в его основе.
Заключение
Институциональное устройство общества постоянно интересовало социологов, но в последние десятилетия приоритет в теоретическом изучении институтов явно принадлежал экономистам. Свидетельством этого являются распространение институционального подхода в экономике и присуждение Нобелевских премий наиболее последовательным представителям институционального экономического направления — Р. Коузу (1991), Д. Норту и Р. Фогелю (1993). В то же время специфика экономической науки, несмотря на очевидные достижения своих лучших представителей, затрудняет выработку в ее рамках институциональной теории, описывающей общество как целостную структуру,
Эта задача может быть решена на основе концепции институциональных матриц, реализующей социологический взгляд на институциональное устройство общества. Эта концепция, по нашему мнению, отражает реальные, постоянно присутствующие в обществах латентные знания об их собственной природе. Об этом свидетельствуют наличие конкретных рецептов поведения населения в экономической и политической сфере, а также историческая память, которая сохраняет систему неписаных правил, ориентирующих каждое новое поколение в институциональной структуре общества.
Общественная мысль регулярно предпринимает попытки перевести это неявное знание в конкретные теории и научные доктрины. Будучи осмысленным, такое знание может быть использовано для целенаправленного программирования общественной деятельности, что позволит каждому обществу глубже понять смысл собственной биографии и с меньшими издержками осуществлять свое развитие в канале присущей ему эволюции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Социальная траектория реформируемой России. Исследования новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: АО "Наука РАН", 1999. С. 56, 119-120, 124.
2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. С. 20.
3. International Encyclopedia of the Social Sciences. The Macmillan Company & The Free Press. 1968. Vol. 4 A. Economic Thought: The Institutional School. P. 462-467.
4. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968. С. 99-104.
5. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 104.
6. Ходсон Дж.М. Жизнеспособность институциональной экономики // Эволюционная экономика на пороге XXI века. Доклады и выступления участников международного симпозиума (Пущино, 23-25 сентября 1996 г.). М.: Изд-во "Япония сегодня", 1997. С. 6.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги "Начало", 1997.
8. The Penguin Dictionary of Sociology. Penguin Books. 1984. P. 111.
9. Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. N.Y.: Prestige-Hall, 1966. P. 5—29.
10. Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1953. Т 18. С. 219.
11. Там же. С. 239.
12. Куда идет Россия? Кризис институциональных систем: век, десятилетие, год / Под общ. ред. акад. РАН Т.И. Заславской. М.: Логос, 1999.
13. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИФРА, 1998. С. 158.
14. Collins Р. Большой толковый социологический словарь. Т. 2 / Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999. С. 42-43.
15. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 203.
16. Poluny К. The Livelihood of Man. N.Y.: Academic Press Inc., 1977. P. XXXII.
17. КирОина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
18. Simmel G. Grundlagen der Sociologie. Individum und Gesellschaft. Berlin, 1920, S. 29.
19. Бессонова О.Э. Раздаточная экономика как российская традиция // Общественные науки и современность. 1994. № 3; Она же. Раздаточная экономика в ретроспективе // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
20. Ойкен В. Основы национальной экономии / Пер. с нем. М.: Экономика, 1996.
21. Кироина С.Г. Экономические институты России: материально-технологические предпосылки развития // Общественные науки и современность. 1996. № 6.
22. Бессонояа О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск:
Изд-во ИЭ и ОПП СО РАН, 1997. С. 9-48.
23. Кироина С.Г. Институциональная модель политической системы России // Куда идет Россия?... М.:
Логос, 1999; Kirdina S. Two Political-Institutional Models in Globalisation Processes: Convergence or Self-Amplification? In: Russia Today: Sociological Outlook. Moscow, 1999.
24. Коэннен-Хуттер Ж. Социология и проблемы современного общества. // Социология на пороге XXI века:
Новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева (Россия) и Ж. Коэннен-Хуттер (Швейцария). М.: Интеллект, 1998. С. 15.
25. Дюркгейм Э. Социология, ее предмет, метод и назначение. М.: Канон, 1995. С. 269.
26. Collins P. Op. cit. P. 148.
27. Tocqueville A. L'ancien regime et la revolution en France. Paris, 1956; Bumme С.Ю. Самодержавие и земство. Второе издание. Stuttgart: Verlag und Driick von J.H.W. Dietz Nacht (Gmbh). 1903. С. 31-35.
[1] В данном случае речь идет не о тех социальных институтах, которые регулируют воспроизводство собственно человека (к ним относят институты семьи, здоровья и социализации в широком смысле этого слова), а о социетальных институтах, регулирующих воспроизводство государств (обществ) и основных сфер общественной жизни.
[2] Восток-Запад" - наиболее устойчивая парадигматика культурологической мысли, выработанная для первичной типологии мировой культуры. Эта парная категория выражает дихотомию поляризованного целого всемирной культуры, воплощенную в противоположных моделях культурной идентичности. Основным объектом рассмотрения в такой конструкции является как раз то, от чего абстрагируется теория институциональных матриц - культурно-смысловые системы, семантические поля, символика, религиозные, философские и художественные оппозиции, то есть то, что включает в себя культура в ее традиционном понимании.