КИРДИНА-ЧЭНДЛЕР
СВЕТЛАНА
персональный сайт
ПОДДЕРЖКА
САЙТА
Институт
экономики РАН
Цитатa дня:
Стареть скучно, но это едиственный способ жить долго (Фаина Раневская).
19-04-2024,
пятница
Yandex Counter

Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997

С.6 При любой попытке определить суть перемен, необходимо учитывать скорость как их свойство.
С.29 В настоящий момент в нашем обществе "естественный ход событий" настолько очевиден, что темп перемен должен продолжать расти до еще недостижимых для человека и общества пределов. (Grinker, Roy R., and Spiegel, John P., Men under Stress. New York: McGraw-Hill, 1945).

Человек должен неограниченно развивать свои способности к адаптации.
С.75 Фрагментация и свобода идут рука об руку.
С.99 Реорганизация - это совершенно необходимое, неизбежное следствие ускорения перемен.
С.102 На данный момент важно понять, что распространение специальных управлений - прямой результат ускорения перемен в обществе в целом.
С.103 "Непреодолимое давление" сминает иерархическое устройство. "Первостепенные и важные занятия организаций неуклонно отходят в сторону от обычного пути вверх-вниз".
С.105 Именно это сочетание требований - больше информации, да побыстрее - подрывает типичную для бюрократии великую вертикальную иерархию.
С.107 Существует мало знакомая нам веберовская бюрократия, в которую многие наши романисты и общественные критики запоздало мечут ржавые копья.
С.118 "Каждая картина внешнего мира, создаваемая и используемая историческим обществом как руководство к действию, должна в какой то степени соответствовать этой реальности. Иначе общество не смогло бы сохранить себя; если бы его члены действовали согласно абсолютно неправильным утверждениям, они не смогли бы преуспеть в создании даже простейших орудий труда, а также в защите пищи и крова от внешнего мира".
С.119 Либо увеличиваются новые знания, либо устаревают прежние. Одно из этих двух обстоятельств принуждает тех, для кого это уместно, преобразовывать свой запас образов. Это заставляет их переучивать сегодня то, что они знали и понимали вчера.
С.123 В образовательной, политической, экономической теории, в медицине, в международных отношениях новые образы, волна за волной, проникая сквозь наши защитные укрепления, потрясают наши ментальные модели реальности. Результатом этой образной бомбардировки является ускоренный распад устаревших образов, быстрая интеллектуальная переориентация и новое глубокое ощущение непостоянства самого знания.
С.128 Таким образом, мы видим широко распространенное и возрастающее использование символизма для сжатия информации.
С.135 Возможно, уход от постоянства является тактической ошибкой. Это может быть как раз аргументировано тем, что наши художники используют гомеопатическую магию, поступая подобно первобытному человеку, который силой внушал страх; они не предпринимают попытки управлять этим явлением, бесхитростно подражая ему.
С.139 "Все научные исследования об учениях, - пишет Гарольд Д. Лассвел, - подтверждают взгляд, что "энергии" ограничиваются тем, что поддерживают прошлые учения, и что новые энергии необходимы, чтобы освобождать старые:" (Hollingshead, August B., and Redlich, Frederic C. , Social Class and Mental Illness. New York: John Wiley, 1964).
С.140 Новые открытия, новые технологии, новые социальные устройства во внешнем мире врываются в нашу жизнь в форме возрастающих скоростей изменения. Они навязывают более быстрый темп повседневной жизни. Они требуют нового уровня приспособляемости. И они устанавливают ту ступень, на которой возможна разрушительная болезнь - футурошок.
С.225 В свете этого абсолютной глупостью представляется то, что машины будущего превратят нас в роботов, постепенно завладеют нашей индивидуальностью, уничтожат культурное многообразие и т.д., и т.д. То, что примитивная массовая продукция навязала обязательное однообразие, не означает, что супериндустриальные машины сделают то же самое. Фактом же является то, что будущее уводит от стандартизации - от однообразия товаром, гомогенного искусства, массового образования и "массовой" культуры. Мы достигли диалектически обоснованного момента в технологическом развитии общества. И технология, далекая от разрушения нашей индивидуальности, ощутимо увеличит наш выбор и нашу свободу.
С.229 Мы быстро меняем типы необходимых знаний. Мы больше нуждаемся в "мультиспециалистах" (людях, которые знают в одной области много и глубоко, но могут хорошо разобраться и в другой), чем в косных "моноспециалистах".
С.239 Точно так же, как существует ограничение на то количество предпочтений, которое он может пожелать выразить в покупке машины - на каком-то этапе процесс покупки требует принятия большего числа решений, чем эта покупка заслуживает. Мы можем точно таким же образом встретиться с моментом социального перевыбора.
С.250 В путанице конфликтующей морали, в путанице, созданной перевыборами, наиболее властный, наиболее полезный суперпродукт - это организующий принцип чьей-либо жизни. Это то, что предлагает жизненный стиль.
С.252 Психолог Леон Фестинжер ввел термин "познавательный диссонанс", означающий тенденцию личности отказываться от той информации, которая бросает вызов ее убеждениям, или вообще отрицать ее. Мы не хотим слышать вещи, которые могут омрачить нашу аккуратно выстроенную систему убеждений.
С.253 Жизненный стиль является механизмом нашего самовыражения, способом сообщения миру, к какой конкретно субкультуре или субкультурам мы принадлежим.

Помимо всего прочего, выбор модели жизненного стиля для подражания является важнейшей стратегией нашей жизненной борьбы против все возрастающих нагрузок перевыбора.

Концентрируясь на конкретном жизненном стиле, мы исключаем из последующего рассмотрения широкое разнообразие жизненных альтернатив.
С.254 Оказаться "между стилями" или "между субкультурами" - значит оказаться в жизненном кризисе.

В этот момент мы еще раз начнем поиск нового принципа, вокруг которого будут формироваться наши последующие выборы. Для нас настанет момент суперрешения.
С.255 Процент кругооборота вещей, мест, людей, организационных и информационных отношений крайне возрастает.

Кусок за куском, мы начинаем их заменять новыми предметами, эмблематичными для нашей новой идентификации. Тот же самый процесс идет в нашей социальной жизни - кругооборот людей ускоряется. Мы начинаем отказываться от идей, которых придерживались, или рационализируем их новыми способами. Мы внезапно оказываемся свободными от всех ограничений, которые были на нас наложены нашей субкультурой или стилем. Индекс Быстротечности представляет чувствительный индикатор подобных моментов в нашей жизни, когда мы наиболее свободны - но в тоже время наиболее растеряны.
С.256 По мере того, как люди переходят от субкультуры к субкультуре, от стиля к стилю, они вынуждены бороться с неизбежной болью отсоединения.
С.257 Супериндустриальная революция, таким образом, требует коренных изменений в человеческой концепции самовосприятия, новой теории личности, которая принимает во внимание непостоянство человеческой жизни так же, как и целостность. Супериндустриальная революция также требует новой концепции свободы - это признание того, что свобода, доведенная до предела, отрицает самое себя.

Поэтому, несмотря на "холостой ход" и временные возвращения назад, процесс социального развития приведет нас к большей терпимости, более легкому принятию все более и более разнообразных человеческих типов.
С.258 Новое общество предлагает несколько типов действительно длительных взаимоотношений. Оно предлагает более вариативные жизненные убежища, большую свободу их перемены и больше свободы для создания собственного убежища, чем все более ранние общества вместе взятые.

Оно предоставляет индивидууму состязание, которое требует самообладания, мастерства и высокого интеллекта. Для индивидуальности, которая приходит, вооруженная всеми этими умениями, и которая предпринимает необходимые усилия для понимания изменяющееся социальной структуры индустриального общества, для личности, которая обнаруживает "правильный" жизненный темп, "правильную" последовательность субкультур для объединения их и модели жизненных стилей для копирования, это является полным триумфом.

Несомненно, эти несколько возвышенные слова не относятся к большинству людей. Большинство людей прошлого и настоящего остаются запертыми в жизненных нишах, и они ничего не делают для изменения своего положения в современных условиях. Для большинства людей возможностей выбора по-прежнему остается очень мало.
С.266 Люди, в чьей жизни произошли крупные изменения, скорее всего были склонны заболеть в последующий год.
С.268 Если в течение малого временного отрезка в вашей жизни произошло большое количество перемен, это накладывает отпечаток на ваш организм:Значительное количество изменений за короткое время может перегрузить копирующие механизмы.

Может показаться, что общая защитная система организма может быть не в состоянии справиться с потоком требований изменения, которые приходят из нервной и эндокринной системы.
С.269 Изменение влечет за собой психологические жертвы. И чем радикальнее изменения, тем выше цена.
С.283 Когда сигналы, достигающие нас, являются постоянными и повторяющимися, эти процессы дают хорошее ментальное представление о реальности. Но когда они дезорганизованы, новы и непредсказуемы, точность наших образов значительно уменьшается.

Если чрезмерная стимуляция на сенсорном уровне вызывает искажение восприятия реальности, то информационная перегрузка ослабляет способность "думать".
С.284 По словам психолога Джорджа А. Миллера из Института Рокфеллера, существуют "серьезные ограничения на количество информации, которое мы в состоянии получить, переработать и запомнить". Классифицируя информацию, абстрагируя и "кодируя" ее разнообразными способами, мы умудряемся растягивать эти границы, но факты говорят о том, что наши способности конечны. (Glass, David C., (ed), Environmental Influences. (New York: Rockfeller University Press and Russell Sage Foundation, 1968).
С.289 "Рациональное поведение, : - пишет организационный теоретик Бертрам М. Гросс, - всегда включает в себя интригующую комбинацию рутины и творчества. Рутина важна:(поскольку она) освобождает созидательную энергию для создания более трубного выбора новых проблем, для которых рутинизация является иррациональным подходом". (Hamilton, R. V., Taylor, R. M., and Rice, G. E., Jr, A social Psyhological Interpretation of the Udall, Kansas, Topnado. Washington: National Academy of Sciences - National Research Council, 1955).
С.298 Социальная рациональность предполагает индивидуальную рациональность, что, в свою очередь, зависит не только от определенных биологических задатков, но от постоянства, порядка и регулярности окружения. Она зависит от взаимоотношений между темпом и сложностью изменений и способностью человека принимать решения. Слепо наращивая скорость изменений, уровень новшеств и интенсивность выбора, мы бездумно вмешиваемся в рациональные предпосылки окружающей среды. Приговариваем бесконечные миллионы к футурошоку.
С.306 Ничто не является более бессмысленным, чем совет герцога Кембриджского, который сказал: "Любые изменения в любое время и по любому поводу должны быть порицаемы". Теория адаптивного ряда предполагает, что, несмотря на физическую цену, некоторый уровень изменений является жизненно важным для нашего здоровья, а слишком большое количество изменений - деструктивно.
C.311 Как большинство хороших идей, это утверждение кажется очевидным всем, кому уже все объяснили.
С.325 В статичных обществах прошлое медленно вливается в настоящее и повторяет себя в будущем.
С.334 Ничто не должно быть включено в обязательное расписание, пока это не оправдано безусловно с точки зрения будущего.
С.338 Новое образование должно учить человека классифицировать и переклассифицировать информацию, оценивать ее, изменять категории при необходимости движения от конкретного к абстрактному и обратно, рассматривать проблему с новой позиции.
С.339 Адаптация влечет за собой последовательность выбора. Из множества альтернатив индивидуум выбирает наиболее совместимую с его ценностями. По мере того как сверхвыбор углубляется, личность, не имеющая четкой формулировки своих ценностей, становится все более ущербной.
С.340 Миллионы проходят через образовательную систему, не будучи ни разу принужденными исследовать противоречия в их собственных системах ценностей, глубоко исследовать свои собственные жизненные цели и даже обсудить эти материи откровенно со взрослыми и сверстниками.
С.342 Я думаю, что это сказал Фрейд: "Мысль есть репетиция действия".
С.344 Синглер утверждает, что каждый индивидуум несет в себе не только образ себя в конкретное время, но и набор своих образов, желательных для него в будущем. Эта личность будущего предоставляет ребенку точку фокуса. Это магнит, к которому его тянет; рамки для настоящего, можно сказать, образуются в будущем. (Goreman, Aubrey, and Bern, Howard A., A Textbook of Comparative Endocrinology. New York : John Wiley, 1962).
С.344 "Наши исторические курсы не только заканчиваются годом, когда их преподают, - писал профессор Осип Флехштейн в прошлом поколении, - но та же ситуация происходит при излучении политической науки, экономики и биологии". Гонка времени неожиданно останавливается. Студент обращен назад, а не вперед; будущее, как бы изгнанное из класса, изгоняется и из его сознания. Будущего как будто нет. (Grinker, Roy R., and Spiegel, John P., Men under Stress. New York: McGraw-Hill, 1945).
С.345 "Кажется, - говорит профессор Кондри, - что нам легче говорить о прошлом, чем о будущем". (Grosser, George M., Wechsler, Henry, and Greenblatt, Milton, (eds), The Threat of Impending Disaster. Cambridge, Mass: The MIT Press, 1964).
С.348 Когда миллионы проникнутся этой страстью к будущему, мы будем иметь общество, гораздо лучше приспособленное к изменениям. Оригинальная задача образования - создать такую любознательность и чуткость. Образование должно переместиться в будущее время.
С.360 В первом случае решения являются частными и децентрализованными. Во втором - общественными и жестко централизованными.
С.361 Одним из шагов в верном направлении было бы создание технологического ведомства по правительственным жалобам - общественной организации, в задачи которой входили бы прием жалобы по поводу безответственного применения технологий, и ее изучение и реакция на нее.
С.379 Потому что мы также должны сильно расширить нашу концепцию возможного будущего. К жесткой дисциплине науки мы должны добавить пламенное вдохновение искусства.
Прежде чем мы сможем рационально решить, какие из альтернативных путей выбрать, каким культурным стилям следовать, мы должны в первую очередь определить, какие из них возможны. Предположение, умозрительность, таким образом, становятся такой же холодной практической необходимостью, как "приземленный реализм" в более ранние времена.
С.385 Мы несемся вперед между поднимающимися уровнями неопределенности, порождаемыми ускорением перемен, и потребностью в разумной точности представлений о том, что в каждый момент является наиболее вероятным будущим.
С.390 Демократические политические формы на Западе возникли не потому, что несколько гениев своей волей воплотили их в жизнь, или потому, что человек проявил "неистощимую волю к свободе". Они возникли потому, что историческая потребность в социальной дифференциации и системах более быстрого реагирования требовала чувствительной обратной социальной связи.
С.391 По словам блестящего кибернетика В. Росса Эшби, здесь проявляет себя математический закон результата, заключающийся в том, что "когда целая система составлена из некоторого числа подсистем, та подсистема, которая стремится доминировать, является наименее стабильной". (Lee, Alfred McClung, Multi-Valent Man. New York: George Braziller).
2002-2024 KIRDINA.RU
АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА