КИРДИНА-ЧЭНДЛЕР
СВЕТЛАНА
персональный сайт
ПОДДЕРЖКА
САЙТА
Институт
экономики РАН
Цитатa дня:
Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей (Сартр Ж.-П.)
20-04-2024,
суббота
Yandex Counter

Учебные курсы Курс "История социологии"

Cоциология Макса Вебера (1864-1920) и Карла Маркса (1818-1883)
Различия, Макс Вебер Общее Различия, Карл Маркс
  1. Теоретико-методологическая позиция - понимающая социология.(социология должна давать логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение, интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия).
  2. Возникновение собственной социологии - за счет воспроизведения, последовательного и позитивного развития идей мыслителей - предшественников.
  3. Изложение системы взглядов - в форме позитивного развертывания в произведениях.
  4. Реализация, применение рациональности во всех сферах жизни общества.
  5. Главный социальный институт - государство и религия.
  6. Теория общества : общество - конструкция, создаваемая индивидами в их духовом бытии. Для его изучения Вебер разрабатывает специфический метод познания в общественных науках.
  7. Сильная детерминация человека духовной сферой жизни общества, скептическое отношение к экономической детерминации. (Считал, что культурная и духовная сфера оказывают большее влияние на человека, чем экономическая) .
  8. Основной двигатель социального прогресса -рационализация, при которой каждая сфера человеческой жизнедеятельности становится объектом рационального управления, расчета. В основе социального прогресса лежит государственный контроль.
  9. Полагал, что подчинение рабочих владельцам средств производства - обязательное условие эффективности любой индустриальной экономики, а не только капиталистической.
  10. Не видел в социализме альтернативы рациональному европейскому обществу.
  11. Отношение к частной собственности - положительное, отрицательное отношение к коммунизму.
  12. Подход к научной деятельности как к не включенной в социальную практику. Выступал против слияния науки и политики, считая науку специфическим видом общественной деятельности.
  13. Выступал за разделение труда
  14. Социальные и политические реформы - основа социальной эволюции.



Также:
  1. Создал концепцию идеальных типов. Идеальный тип-< Интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции.>
  2. Создал теорию социального действия. Идеальные типы социального действия:
    1. Целерациональное
    2. Ценностно-рациональное
    3. Аффективное
    4. Традиционное
  3. Выделил 3 типа легального господства:
    1. Бюрократия
    2. Традиционный тип
    3. Харизматический тип
  1. Основа научного мировоззрения - рационализм. (Уделяли внимание господству рационализма в современном им обществе).
  2. Разработка социальной методологии.
  3. Личность, по их мнению, не может быть свободна от влияния государства и социальных институтов. Любой индивид сильно зависим от общественных структур, социальные институты зависимы от экономики.(но такие социальные институты, как семья и государство не только действуют относительно независимо от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов, но и могут сами оказывать на нее значительное влияние.
  4. В любом государстве логика развития действует независимо от воли людей, что неизменно ведет к изменениям в структуре общества.
  5. Наиболее важное в социологии -логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение.
  6. Разработка теории общества и появление образцов глубокого социологического анализа общественно -политического явления.
  7. Выявляя важную роль экономических отношений, они не сводят к ним всю совокупность общественной жизни.
    1. Социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности.
    2. Политическая - Совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических учреждений.
    3. Экономическая - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
    4. Духовная - наука, образование, мораль, религия, искусство, то есть учреждение духовных начал в деятельности индивидов.
      Считали, что изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма.


  8. Выявляли следующие сферы общественной жизни:
  9. Основные проблемы, над которыми ученые работали на протяжении всей своей научной деятельности:
    • взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни.
    • Взаимодействие индивидуального и социального.
    • Взаимодействие объективных и субъективных факторов развития общества.
  10. Исходили из руссоистского взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей - существо целостное, <неотчужденное>, доброе. Непоколебимые рационалисты в оценке человека: человек, в их понимании, существо изначально и безусловно разумное.
  11. Маркс первым стал разрабатывать социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии <социология познания> получила поддержку и у Вебера. Ученые считали, что подобно тому, как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которое они сами о себе создают. Задача социальной науки - обнаружить скрытую социальную реальность, которая лежит в основе.
  12. Основной принцип марксистской социологии и рационалистической социологии Вебера - <Сведение индивидуального к социальному>.
  1. Теоретико-методологическая позиция - материализм.(в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное с помощью исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей).
  2. Возникновение собственной социологии- за счет противопоставления воззрений, возникновения контртезисов и систематической оппозиции мыслителям - предшественникам.
  3. Изложение системы взглядов - в форме полемики с оппонентами.
  4. Реализация, применение рациональности в основном в экономической сфере жизни общества.
  5. Главный социальный институт - экономика.
  6. Теория общества :Общество-это <продукт взаимодействия индивидов>, система связей и взаимоотношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. Общество определяет содержание и направление деятельности человека.
  7. Сильная детерминация человека социальными и экономическими структурами, скептическое отношение к культурой детерминации (считал, что человек мало зависим от духовной сферы жизни общества)
  8. Основной двигатель социального прогресса - классовая борьба, конфликт, противоречия, борьба между противоположными силами и тенденциями. . В основе социального прогресса лежит развитие производительных сил.
  9. Полагал, что подчинение рабочих владельцам средств производства - характерная черта капитализма, которая потеряет свою эффективность с приходом последней экономической формации(коммунизма) .
  10. Видел в социализме альтернативу рациональному европейскому обществу.
  11. Отношение к частной собственности - отрицательное, выступает за равные возможности и равное распределение ее среди людей. Вера в будущее коммунизма.
  12. Подход к научной деятельности как к включенной в социальную практику.
  13. Выступал против разделения труда.
  14. Социальные и политические реформы - искусственный тормоз в социальном развитии, результат вынужденных уступок или обмана со стороны господствующих классов и слабости и нерешительности угнетаемых классов.


Также:
  1. Создал теорию процесса общественного воспроизводства
  2. Создал теорию социальных систем(впервые в истории социологии Маркс разрабатывает развернутое представление об обществе как о системе.Это представление прежде всего воплощено в его понятии общественной формаций, как определенных ступеней развития общества, от наименее прогрессивной - к более прогрессивной).
  3. Теория социального развития.(социальное развитие обусловлено постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. В результате происходит смена общественных формаций, то есть социальная революция.)
2002-2024 KIRDINA.RU
АКТИВНАЯ ССЫЛКА НА САЙТ ОБЯЗАТЕЛЬНА