- Теоретико-методологическая позиция - понимающая социология.(социология должна давать логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение, интерпретацию субъективных мотивов индивидуального действия).
- Возникновение собственной социологии - за счет воспроизведения, последовательного и позитивного развития идей мыслителей - предшественников.
- Изложение системы взглядов - в форме позитивного развертывания в произведениях.
- Реализация, применение рациональности во всех сферах жизни общества.
- Главный социальный институт - государство и религия.
- Теория общества : общество - конструкция, создаваемая индивидами в их духовом бытии. Для его изучения Вебер разрабатывает специфический метод познания в общественных науках.
- Сильная детерминация человека духовной сферой жизни общества, скептическое отношение к экономической детерминации. (Считал, что культурная и духовная сфера оказывают большее влияние на человека, чем экономическая) .
- Основной двигатель социального прогресса -рационализация, при которой каждая сфера человеческой жизнедеятельности становится объектом рационального управления, расчета. В основе социального прогресса лежит государственный контроль.
- Полагал, что подчинение рабочих владельцам средств производства - обязательное условие эффективности любой индустриальной экономики, а не только капиталистической.
- Не видел в социализме альтернативы рациональному европейскому обществу.
- Отношение к частной собственности - положительное, отрицательное отношение к коммунизму.
- Подход к научной деятельности как к не включенной в социальную практику. Выступал против слияния науки и политики, считая науку специфическим видом общественной деятельности.
- Выступал за разделение труда
- Социальные и политические реформы - основа социальной эволюции.
Также:
- Создал концепцию идеальных типов. Идеальный тип-< Интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции.>
- Создал теорию социального действия. Идеальные типы социального действия:
- Целерациональное
- Ценностно-рациональное
- Аффективное
- Традиционное
- Выделил 3 типа легального господства:
- Бюрократия
- Традиционный тип
- Харизматический тип
|
- Основа научного мировоззрения - рационализм. (Уделяли внимание господству рационализма в современном им обществе).
- Разработка социальной методологии.
- Личность, по их мнению, не может быть свободна от влияния государства и социальных институтов. Любой индивид сильно зависим от общественных структур, социальные институты зависимы от экономики.(но такие социальные институты, как семья и государство не только действуют относительно независимо от экономики, что проявляется в существовании у них своих законов, но и могут сами оказывать на нее значительное влияние.
- В любом государстве логика развития действует независимо от воли людей, что неизменно ведет к изменениям в структуре общества.
- Наиболее важное в социологии -логическое понимание социальных процессов и их научное объяснение.
- Разработка теории общества и появление образцов глубокого социологического анализа общественно -политического явления.
- Выявляя важную роль экономических отношений, они не сводят к ним всю совокупность общественной жизни.
- Социальная - сфера взаимодействия социальных групп, национальных общностей по поводу условий их жизнедеятельности.
- Политическая - Совокупность политических отношений различных партий, организаций, государственных и иных политических учреждений.
- Экономическая - производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.
- Духовная - наука, образование, мораль, религия, искусство, то есть учреждение духовных начал в деятельности индивидов.
Считали, что изучение сфер общественной жизни важно для анализа общества как единого социального организма.
Выявляли следующие сферы общественной жизни:
- Основные проблемы, над которыми ученые работали на протяжении всей своей научной деятельности:
- взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни.
- Взаимодействие индивидуального и социального.
- Взаимодействие объективных и субъективных факторов развития общества.
- Исходили из руссоистского взгляда на человеческую природу, согласно которому человек по природе своей - существо целостное, <неотчужденное>, доброе. Непоколебимые рационалисты в оценке человека: человек, в их понимании, существо изначально и безусловно разумное.
- Маркс первым стал разрабатывать социологическую дисциплину, занятую изучением социальных факторов, социальных механизмов и социальных следствий познавательных процессов. Впоследствии <социология познания> получила поддержку и у Вебера. Ученые считали, что подобно тому, как о человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, так и об обществе и социальных группах невозможно судить на основании тех представлений, которое они сами о себе создают. Задача социальной науки - обнаружить скрытую социальную реальность, которая лежит в основе.
- Основной принцип марксистской социологии и рационалистической социологии Вебера - <Сведение индивидуального к социальному>.
|
- Теоретико-методологическая позиция - материализм.(в основе которого лежит материалистическое понимание истории, выработанное с помощью исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей).
- Возникновение собственной социологии- за счет противопоставления воззрений, возникновения контртезисов и систематической оппозиции мыслителям - предшественникам.
- Изложение системы взглядов - в форме полемики с оппонентами.
- Реализация, применение рациональности в основном в экономической сфере жизни общества.
- Главный социальный институт - экономика.
- Теория общества :Общество-это <продукт взаимодействия индивидов>, система связей и взаимоотношений между индивидами, образующихся в процессе деятельности, прежде всего - трудовой. Общество определяет содержание и направление деятельности человека.
- Сильная детерминация человека социальными и экономическими структурами, скептическое отношение к культурой детерминации (считал, что человек мало зависим от духовной сферы жизни общества)
- Основной двигатель социального прогресса - классовая борьба, конфликт, противоречия, борьба между противоположными силами и тенденциями. . В основе социального прогресса лежит развитие производительных сил.
- Полагал, что подчинение рабочих владельцам средств производства - характерная черта капитализма, которая потеряет свою эффективность с приходом последней экономической формации(коммунизма) .
- Видел в социализме альтернативу рациональному европейскому обществу.
- Отношение к частной собственности - отрицательное, выступает за равные возможности и равное распределение ее среди людей. Вера в будущее коммунизма.
- Подход к научной деятельности как к включенной в социальную практику.
- Выступал против разделения труда.
- Социальные и политические реформы - искусственный тормоз в социальном развитии, результат вынужденных уступок или обмана со стороны господствующих классов и слабости и нерешительности угнетаемых классов.
Также:
- Создал теорию процесса общественного воспроизводства
- Создал теорию социальных систем(впервые в истории социологии Маркс разрабатывает развернутое представление об обществе как о системе.Это представление прежде всего воплощено в его понятии общественной формаций, как определенных ступеней развития общества, от наименее прогрессивной - к более прогрессивной).
- Теория социального развития.(социальное развитие обусловлено постоянно возникающим противоречием, конфликтом между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. В результате происходит смена общественных формаций, то есть социальная революция.)
|